Описание
За 2010 по 2020 годы получены следующие основные результаты:
1. Внедрена модель образования на основе индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ). В базовом варианте студенты выбирают уровень иностранного языка, тип физкультуры и майнор. В 2019 году стартовал пилотный проект по углубленной индивидуализации: выбор уровня сложности дисциплины, технологии реализации (очно или онлайн), преподавателя, группы, тематики проекта, элективных дисциплин. В проекте участвуют два института УрФУ, количество студентов: 1 732. Разработана структура инженерных образовательных программ: ядро, major, minor, проектное обучение, элективы;
2. Развивается проектное обучение, в рамках которого студенты в командах работают над проектами. Оно используется в 67 образовательных программах (бакалавриат — 35, магистратура — 32), количество проектов — 1 558;
3. Онлайн-курсы внедряются в учебный процесс. В 2020/21 учебном году 20% нагрузки дисциплин реализовано с использованием электронных курсов. В 2020 году заключено соглашение с Coursera, включающее 1 500 лицензий для студентов и возможность создавать на Coursera проекты с инструкциями и закрытые курсы. Количество онлайн-курсов УрФУ на платформах: EdX.org — 7, openedu.ru — 56, собственная платформа УрФУ (openedu.urfu.ru) — 48;
4. Результаты развития сетевого взаимодействия:
- Созданы сетевые программы с зарубежными университетами из Казахстана, Армении, Китая, Франции, Италии и Мексики (более 1 500 студентов), реализуются краткосрочные программы с университетами из Индии, Мексики, Франции, Пакистана и других стран (94 страны);
- Использование онлайн-курсов иных университетов в учебном процессе: в 2020/21 году УрФУ использует онлайн-курсы 10 университетов, а онлайн-курсы УрФУ используют 29 университетов.
5. Развитие программ магистратуры. Пилотный проект создания исследовательских программ магистратуры в 2020 году запущен в Химико- технологическом институте, где реализуется междисциплинарная программа «Живые системы» совместно с Новосибирским государственным университетом, Казанским федеральным университетом, Белгородским государственным национальным исследовательским университетом.
Магистерские программы создаются в партнерстве с компаниями цифрой экономики: «Цифровая гуманитаристика» (партнер СКБ Контур), «Прикладной анализ данных» (Сбер), «Информационная безопасность» (УЦСБ и МФТИ), корпоративная магистратура ТМК.
В 2021 году запущены две онлайн-магистратуры: «Умный регион — устойчивое развитие в цифровой экономике» на платформе Coursera и «Инженерия машинного обучения» совместно с компанией Skill Factory;
6. Реализована система целевой аспирантуры для сотрудников УрФУ, система трудоустройства аспирантов и выпускников аспирантуры — иностранных граждан, система грантов на обучение в аспирантуре, в том числе для иностранных граждан. 80% выпускников целевой аспирантуры работают на должностях НПР; количество иностранных обучающихся в аспирантуре в 2021 году — 196 чел. (18% от общего контингента, рост в 4 раза за 5 лет);
7. Система выявления и поддержки талантов. Две олимпиады для школьников, проводимые УрФУ, входят в список Минобрнауки РФ: «Изумруд» и Олимпиада по программированию. Реализуются мероприятия «Уральская проектная смена», «Я – профессионал» (4 направления), Open Doors (УрФУ курирует направление аспирантуры), World Skills, Case-In и др. Действует программа стимулирования талантливых первокурсников УрФУ;
8. Совместно с компаниями-партнерами создаются образовательные программы (компании СКБ Контур, Сбер, ТМК), реализуются курсы (19 курсов по выбору в Институте радиоэлектроники и информационных технологий — РТФ от 13 компаний-партнеров, английский язык на платформе SkyEng), партнеры предоставляют тематики проектов, экспертов и менторов для проектного обучения (121 компания).
Ключевые приоритеты и направления образовательной политики
- Модернизация портфеля образовательных программ магистратуры и аспирантуры в целях повышения их привлекательности на российском и международном рынках;
- Внедрение модели индивидуальных образовательных траекторий в программах магистратуры;
- Развитие сетевого взаимодействия в программах магистратуры и аспирантуры;
- Развитие системы раннего выявления и поддержки талантов (школьников и бакалавров), способных учиться на сложных исследовательских и инновационных программах магистратуры и аспирантуры;
- Завершение формирования магистерско-аспирантских школ во всех институтах УрФУ;
- Формирование кадрового потенциала НПР для реализации привлекательных исследовательских и инновационных образовательных программ магистратуры и аспирантуры;
- Создание эффективной системы продвижения образовательных программ на существующих и новых рынках.
Механизмы реализации образовательной политики
- большое количество магистрантов: для смены направления подготовки (переход в ИТ, цифровизация базовых направлений и др.), по новым междисциплинарным направлениям, магистратуры в области управления и Liberal Arts;
- Развитие магистерских программ для подготовки исследователей и преподавателей, интеграция программ магистратуры с программами аспирантуры;
- Развитие онлайн-магистратур: увеличение набора на уже созданные магистерские программы, создание новых онлайн-магистратур;
- Развитие программ магистратуры и аспирантуры на иностранном языке, в том числе совместно с ведущими иностранными университетами;
- Привлечение абитуриентов, в том числе из других российских и зарубежных вузов, на программы магистратуры и аспирантуры, в том числе за счет формирования индивидуальных траекторий и мер поддержки для талантливых студентов бакалавриата, сетевого взаимодействия с вузами, не имеющими программ магистратуры;
- Реализация мер социальной поддержки магистрантов и аспирантов, включая приоритетное поселение в общежития (с возможностью предоставления более комфортных условий проживания), грантовую поддержку (в том числе для научных руководителей) и др.;
- Организационное оформление магистерско-аспирантских школ в институтах УрФУ, за которыми будет закреплен портфель программ магистратуры и аспирантуры нового типа;
- Разработка компетентностных моделей НПР, включенных в конкурсные требования при избрании на должность, проведение обучения НПР в соответствии с новыми требованиями;
- Внедрение модели ИОТ в программах магистратуры, формирование структуры образовательных программ магистратуры, включая создание уровневых программ для адаптации обучающихся. Разработка моделей персонифицированного обучения для талантливых студентов, в том числе с использованием механизмов сокращения сроков обучения;
- Развитие применения проектного обучения совместно с партнерами в программах магистратуры;
- Расширение использования онлайн-обучения в программах магистратуры и аспирантуры;
- Разработка модулей (включая онлайн-курсы) для получения дополнительной квалификации. Включение модулей в образовательные программы.
Ожидаемые эффекты от реализации образовательной политики
- Рост количества обучающихся и доли магистрантов и аспирантов в общем количестве обучающихся в университете. Привлечение талантливых выпускников других вузов. Увеличение доли магистрантов и аспирантов, успешно освоивших образовательные программы;
- Увеличение числа талантливых абитуриентов и студентов на программах высшего образования;
- Повышение успешности выпускников магистратуры и аспирантуры УрФУ (увеличение заработной платы, повышение процента трудоустройства и др.) за счет предоставления обучающимся возможности выбора, использования практико-ориентированного подхода к образованию, включения в образовательные программы курсов от ведущих университетов, онлайн- платформ, компаний-партнеров;
- Возможность реализации модели 2+2+2+3 за счет расширения модели углубленной индивидуализации, разработки ядра образовательных программ по областям образования;
- Повышение экономической эффективности реализации образовательных программ за счет оптимизации использования ресурсов (ИОТ, онлайн-обучение, сетевое взаимодействие, привлечение ресурсов партнеров);
- Повышение вклада университета в решение задач научно-технологического развития Российской Федерации, инновационного развития субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и социальной сферы.
Обеспечение условий для формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся, в том числе студентов ИТ-специальностей.
В настоящее время в целях формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся используются следующие меры:
- Ядерная программа бакалавриата университета включает модуль “Информационные технологии и сервисы”. Инженерное ядро бакалавриата дополнительно содержит модуль “Анализ данных и искусственный интеллект”;
- УрФУ разработал 24 онлайн-курса, посвященных формированию цифровых компетенций. Курсы доступны как для студентов, обучающихся по ИТ- специальностям, так и всем остальным обучающимся на выбор в качестве майноров;
- Обучающиеся осваивают цифровые компетенции во время проектного обучения за счет использования цифровых инструментов проектной работы. Проведение хакатонов, интенсивов, проектных сессий и соревнований в УрФУ также выполняется в рамках проектного обучения;
- Универсальные компетенции цифровой экономики студенты осваивают в проектном обучении, а также в специально разработанном для этой цели модуле “Цифровой интеллект” (онлайн-курс “Soft Skills: навыки 21 века” и др.);
- В международном научно-методическом центре преподавания математики, информатики и технологий разработаны дисциплины и программы ДПО по освоению цифровых компетенций, ориентированные как на ИТ-специалистов, так и на более широкий круг обучающихся;
- Компании цифровой экономики привлекаются для ведения дисциплин по цифровым компетенциям для студентов ИТ и инженерных направлений, как обязательных, так и элективных. Контроль сформированности цифровых компетенций по итогам дисциплин выполняется экспертами из компаний.
- Планируемые мероприятия по обеспечению условий для формирования цифровых компетенций включают:
- Разработка дисциплин по освоению цифровых компетенций в ядерные программы по всем областям знаний;
- Разработка модулей, в том числе на основе онлайн-курсов, направленных на
- получение дополнительной квалификации, основывающейся на цифровых компетенциях. Реализация модулей как в виде отдельных программ профессиональной подготовки, так и включение в образовательные программы высшего образования в виде minor по выбору, а также предложение модулей другим вузам в сетевом формате. Привлечение к оценке компетенций студентов, прошедших программы профессиональной переподготовки, специалистов компаний цифровой экономики;
- Организация работы студентами над стартапами с использованием ИТ- технологий в рамках проектного обучения или программ профессиональной переподготовки, в том числе в междисциплинарных командах с участием студентов всех направлений подготовки. Обеспечение возможности защиты выпускных квалификационных работ в виде "Стартап как диплом";
- Реализация программ виртуальной академической мобильности для освоения цифровых компетенций, в первую очередь в целях получения дополнительной квалификации, с использованием специализаций Coursera, онлайн-курсов ведущих университетов на открытых платформах. Проведение независимой оценки сформированности цифровых компетенций обучающихся на цифровых платформах;
- Расширение практик использования проектного обучения, включая проведение проблематизирующих мероприятий: хакатонов, интенсивов, проектных сессий и соревнований. Привлечение экспертов из компаний цифровой экономики для оценки результатов работы студентов в проектах и мероприятиях;
- Сбор цифровых следов обучающихся и использование их для рекомендаций дисциплин для освоения цифровых компетенций (в том числе на основе выбранной тематики проектов в проектной деятельности);
- Разработка модулей и дисциплин, в том числе в виде онлайн-курсов, для развития универсальных компетенций цифровой экономики (Soft Skills): коммуникация и кооперация в цифровой среде, креативное мышление, критическое мышление в цифровой среде, цифровая грамотность;
- Создание междисциплинарных образовательных модулей, направленных на освоение цифровых компетенций для различных предметных областей (цифровая социология, data-журналистика и т.п.);
- Создание образовательных модулей и дисциплин, в том числе в виде онлайн- курсов, для освоения российских вычислительных технологий;
- Создание, открытие и реализация магистерских программ, ориентированных на освоение цифровых компетенций, совместно с компаниями цифровой экономики.
Университет имеет необходимое оборудование и программное обеспечение для обучению цифровым компетенциям. Университет развивает сервисы централизованного предоставления доступа к лицензионному программному обеспечению включая инженерные пакеты Autocad, Revit, АСКОН, SolidWorks, математические пакеты MathCad, MATLAB, Simulink, Mathematica, Statistica, графические пакеты Corel. Полные перечень лицензионного ПО находится по ссылке - https://dit.urfu.ru/soft/. Аппаратное обеспечение для обучению цифровым компетенциям включает частное облако с возможностью предоставления серверов и виртуальных рабочих столов, беспроводную сеть Wi-Fi, доступную во всех корпусах УрФУ, компьютерные классы с возможностью подключения собственных ноутбуков учащихся, серверы с графическими ускорителями GPU NVIDIA для обучения искусственному интеллекту, серверное оборудование для изучения российских вычислительных технологий. Все общежития УрФУ подключены к сети Интернет. В дальнейшем планируется расширять перечень доступного лицензионного ПО, а также активно использовать программное обеспечение с открытыми исходными кодами, увеличивать производительность частного облака УрФУ, вычислительных серверов и расширять оборудование Центра российских вычислительных технологий.